Книжный период. Картинки и повторы

 

 

«Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребёнка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними, но свяжите с картинками двадцать таких слов, и ребёнок усвоит их с лету».

В.Ушинский

 

 

Как, опираясь на эту особенность детской природы, внушить ребёнку любовь к книге – способность воспринимать и наслаждаться книгой?

В дошкольном возрасте ещё сохраняется способность предметного периода: малыш с окружающим миром знакомится глазами и ручками. У маленьких детей это выражается в любви и внимании к деталям, подробностям и – к повторениям. Поэтому пусть первыми картинками ребёнка будут не двигающиеся кадры на мерцающем телеэкране, а неподвижные иллюстрации из книги, к которым можно многократно возвращаться и пристально рассматривать во время маминого чтения. И так много-много раз. Как взрослые вновь и вновь наслаждаются любимой мелодией, так и малыш жаждет повторов, чтобы опять и опять получить удовольствие от любимого стихотворения или сказки.

Дети 2-3 лет очень любят повторять стихи с мамой. Сначала малыш вставляет в чтение взрослого лишь отдельные слова, но после многократного повтора запоминает их целиком.

Наблюдая малышей 4-5 лет, можно видеть, что многие из них предпочитают быстрые, стремительные сюжеты. Но от природы это свойственно подросткам, а младшие, не испорченные «мультиками», наслаждаются замедленным действием, когда можно рассмотреть подробности:

Взял мороженщик лепёшку,

Сполоснул большую ложку,

Ложку в банку окунул,

Мягкий шарик зачерпнул,

По краям пригладил ложкой

И накрыл другой лепёшкой.

(«Мороженое». С.Маршак)

Отметим два основных принципа отбора книжек-картинок: 1) строгая дозировка; 2) безупречность качества (первые впечатления формируют на неосознанном уровне стереотип художественного вкуса).

Желательно, чтобы первыми картинками малютки были иллюстрации художников-классиков отечественной детской литературы Ю.А.Васнецова, Е.Чарушина, В.Конашевича, для которых характерен культ красоты, многообразие стилей и жанров, где нравственные акценты расставлены с безукоризненной точностью.

Разглядыванию картинок помогают вопросы. В пассивный период развития речи – это узнавание слова: покажи, где котик, петушок, заинька, где у собачки глазки, хвостик, ушки. В активный период – произнесение слов: это кто? - петушок; это что? – хвостик. Так, с удовольствием, малыш повторяет слова, пока не усвоит их, а потом – начитает шалить, показывая всё неверно, т.е. играет в перевёртыши.