Книжный период. Сюжет

 

 

Следующий шаг для развития образного восприятия - умение следить за сюжетом. Для этого Ю.Васнецов создавал книжки, где параллельно тексту идёт повествование в картинках. Например, в книжке «Кот и петух» ребёнок увидит все перипетии этой потрясающей истории: восприятию слова как образа содействуют эмоции – тревога за петушка, негодование коварством лисы, сочувствие горько плачущему коту.

Для развития образного восприятия очень полезны различные поэтические игры. Дошкольники, например, любят игры-спектакли: чтение по лицам, разыгрывание отдельных сценок, пьес с мамой, игрушками, детьми.

Есть и другие способы развития образного восприятия и образного мышления: книга и рисование, книга и музыка, отзывы о прочитанном. То есть, нужно сочетание разных направлений и стилей.

К сожалению, сегодня в результате неразумного использования телевизора у многих детей разрушается природный механизм познания, обеспечивающий восприятие слова и его воссоздание как образа в воображении. То есть, поверхностное восприятие слова ведёт к поверхностному восприятию произведения. Поясним это примером. Многие поколения детей во всём мире читали «Робинзон Крузо» Д.Дефо, с упоением вникая в подробности его работы: как Робинзон устроил жилище, выращивал хлеб, шил одежду… Сегодня многие ребята пропускают эти страницы. Для них - это книга о приключениях, и им интересно лишь одно – дикари-людоеды и пираты.

Как предотвратить этот дефект читательского развития, закрывающего доступ к содержанию? Вернёмся для этого к докнижному периоду и перечислим сформулированные психологами правила подготовки младенца с будущее книгой.

1.С первых же дней беседуйте с малышом на разные темы. Конечно, он не поймёт смысла, но уловит различные интонации, которые послужат смысловыми ниточками, на которые «нанижутся» слова и фразы.

2. Общаясь с ребёнком, постоянно повторяйте его имя: «Наш Ванечка поел», «Мама Машеньке споёт песню» и т.д. В предложениях, обращённых к ребёнку, старайтесь не быть многословными.

3. Чтобы привлечь внимание маленького, почаще задавайте ему вопросы: «Поел наш дружочек?», «Пришел папа?» ит.п. Вопросы произносят тонким голосом с повышенной интонацией, которую лучше слышит малыш.

4. Малыш учится родному языку, поэтому приспособьте свою речь к правилам обучения: не говорите быстро, чётко произносите все согласные звуки, чисто тяните гласные. Не ленитесь по многу раз повторять одно и то же слово, фразу, интонацию.

5. Сделайте обучение наглядным: рассказывайте то, что близко малышу, что его окружает.

6. Будьте вежливы: не «перебивайте» малыша, когда он заведомо не расположен вас слушать, - разглядывает новую игрушку, увлечён игрой. В этот момент слова родителей будут восприняты как досадный, надоедливый фон!

7. Говоря, обязательно смотрите в глаза малышу: это усилит воздействие слов.